На крыше
Мой первый стих появился на крыше. Да, на крыше. Это была крыша сарая,
"пригона", как говорят в степном Алтае. И было это в марте далекого 1967 года. Я задумывался потом
много раз: что такое могло случиться, что со мной происходило в этот мартовский
солнечный день, что бы это произошло, рождение рифмованных строчек? Ведь я на
эту крышу зачем-то влез с карандашом и маленькой потрепанной записной книжкой, умещавшейся
в ладони.
Остатки сена на скрипящих потолочных жердях сарая, когда я лег на спину, сразу
окутали понятными для деревенского мальчишки, запахами. Я вспомнил как летом
привезли это сено – тогда трактор, воняющий соляркой трактор, долго пятился задом,
подгоняя телегу к сараю. Отец перекрикивал трактор, махал руками: «левей»,
«хорош». Дядя Толя, наш сосед и я вилами перекидывали сено с тракторной телеги
на сарай. На крыше принимал сено отец, я понимал – его надо сложить правильно, завершить. Этот опыт у
меня уже был, понимание того, что, чтобы сено не промочило дождями и оно не испортилось, его надо сложить
горкой и будет дождевая влага стекать вниз, а не внутрь стожка на крыше.
Пахло сенной пылью, забивающей глаза мокрые от пота, но пахло и лесными
травами. Отец вдруг крикнул:
-
Сынок, лови, - он кинул охапку травы, - там земляника, - добавил он.
Я взял траву в руки и увидел красную,
красную ягоду. Присев на телеге в сторону, прямо из охапки стал брать губами
лесную ягоду. Запах этой травы, сена, ягоды земляники, помню до сих
пор, не вкус, а запах.
Теперь, весной, когда я влез на крышу, а внизу, на земле, дотаивали возле сарая последние коровьи «котяхи», сена осталось немного, оно было
потерявшегося цвета, но все же пахло так, что разбудило во мне те, летние
воспоминания…и я что-то начал складывать из слов…
Эта записная книжка сохранилась, и сохранились карандашные строчки слов
о весне, грачатах, солнце. Через какое-то время я написал письмо в районную
газету, предложив стихи. Но ответа я не получил, и потом не получал долго…целых
два года. Все это время я посылал свои опыты, наверное потому, что мне
казалось, что кто-то же читает их, серьезный и знающий. И это было для меня
стимулом. Все равно кто-то читает. Я насмелился отправить письмо в краевую
газету. Ответ, это было невероятно, прислал Марк Юдалевич, известный уже тогда поэт и
писатель. И это притом, что из районной газеты ответов не было. Он был известным писателем и поэтом, и я это знал. Он писал, что
«уважаемый товарищ… Вашим стихам не хватает главного, поэзии». Потом этот
листок, с логотипом краевой газеты я возил собой по жизни и читал, читал… После
первых публикаций стихов в той же районной газете, а затем в армейской газете во время
службы в армии, думал, «а теперь поэзия
в них есть"? Но, я не смел больше их посылать Юдалевичу, боясь опять прочитать, что в стихах «не хватает главного - поэзии».
А на крыше сарая весной 1967 года
родилось вот это стихотворение, которое было опубликовано через два года той же районной газетой.
А ребята поют,
подпевая девчатам,
Поют о весне,
презирая февраль,
А ребята поют
о весне и грачатах,
И мороза и снега,
и звезд им не жаль.
Они слышат ручьи
беспокойные мутные,
Что бегут по холмам,
журча с крутизны
Они видят лучи
озорные, беспутные,
Они ждут не дождутся,
не дождутся весны.
Кто-то лишь полюбил,
кто-то любит давно,
И поют все
по разному
только в песне одно:
В песне милая девушка;
близко-близко глаза,
И еще не понятное:
будто в мае гроза…
Источник: http://Автор: Николай Ласточкин |